ЗКОЛОГИЧЕСКОЕ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Немаловажную роль в становлении ребенка как гармонически слаженной личности играет экологическое воспитание. Воспитание любви к природе, а значит и к своей Родине, формирование чувства ответственности за содеянное в отношении окружающей среды, проявление заботы к братьям нашим меньшим, вот наиболее важные моменты в данной направлении.
В соответствии с этими целями в нашей школе в течение всего года проводятся экологические игры, викторины, выпускаются газеты, плакаты с экологической тематикой.
Нашей школе 25 лет. За эти годы пришкольная территория превратилась в настоящий оазис микрорайона и всего города. Ежегодно возделывается 0,03 га цветников, выпалывается и выкашиваются газоны, общей площадью примерно 1,5 га, проводится тщательная обрезка деревьев и кустарников (около 500 штук)
В школе существует традиция- каждый класс, уходя из школы оставляет память- посаженные деревья. Поэтому по периметру школы и во дворах микрорайона красуются взрослые и еще совсем молодые деревца.
Традиционны такие праздники как «День урожая», «Встреча зимующих птиц». Школьники принимают активное участие в акциях, организованных по линии Национального парка «Нижняя Кама» - учет птиц при перелетах, подкормка птиц зимой, строительство гнездовий- синичников и скворечников. Во всех классах среднего звена прошел конкурс плакатов на тему «Оставим елочку в лесу». Лучшие работы были вывешены в кабинете биологии и в 6 микрорайоне. По итогам городского конкурса заняли 1 место. Также проводился конкурс «Зимний букет среди учащихся средних и старших классов. В школе проводились интеллектуальной игры по вопросам экологии Татарстана (9 класс). Учащиеся начальной школы систематически ходят в Танаевский лес, где под руководством Бекмансурова Л.Р. наблюдают за жизнью растений и животных, подкармливают птиц и убирают мусор.
Среди наших педагогов практикуются такие формы работы с юными экологами, как:
- беседы;
- диспуты по охране природы;
- экскурсии;
- конкурсные программы.
В прошедшем учебном году учащиеся активно участвовали в операции по сбору макулатуры «Спасем деревья». Почетное 2 место принесло школе участие в интеллектуальной игре «Хочу дружить с природой», проводимой в рамках экспедиции «Люби и знай свой край родной» среди учащихся 7 классов.
Большой вклад в формирование у учащихся интереса к экологии родного края вносят педагоги ЭБЦ, работа которых ведется на базе нашей школы. Учащиеся совместно с педагогами – экологами занимаются не только теоретическими, но и практическими вопросами: устройство площадок и кормушек для птиц, заготовка кормов для животных.
Занимаясь вопросами экологии, учащиеся непосредственно вовлекаются в трудовую деятельность, а труд – это еще одна составляющая в становлении личности ребенка. В соответствии с этим трудовое воспитание в нашей школе поставлено следующим образом: в начале года составляется и утверждается график выхода классов на уборку территории. В соответствии с данным графиком классы выходят в отведенное время на территорию школы и закрепленную территорию и занимаются тем видом работ, которые диктует соответствующее время года. Очень часты рейды по наведению порядка на улице, во дворах микрорайона. Несут наши учащиеся и шефство над лесопарками, зорко следуя за санитарным состоянием леса. Отдельно хочется отметить работу учащихся на пришкольном участке. Уроки сельскохозяйственного труда играют большую роль в привитии трудовых навыков учащимся, любви к земле и бережного отношения к природе.
С апреля по сентябрь учащиеся 3-9 классов работают на пришкольно-опытническом участке.
Созданы отделы, которые позволяют проводить практические и лабораторные работы, экскурсии, накопить необходимое количество раздаточного материала, проводить экологическое воспитание учащихся.
Ухаживая за растениями, школьники приобретают полезные знания и навыки, укрепляют здоровье, содействуют оздоровлению окружающей среды. Можно сказать, что он несет круглогодичную психотерапевтическую службу.
Благодаря сотрудничеству с ЦТиЗ населения в школе создаются трудовые бригады, которые приводят в порядок и облагораживают не только внешнее, но и внутреннее убранство школы. Пестрые цветочные клумбы, радующие глаз, большое разнообразие овощей на аккуратных грядках, ухоженные плодовые деревья – вот неполный перечень заслуг учащихся трудовых бригад.
У детей с детсва формируется алгоритм правильного экологического поведения. Во время летней трудовой практики учащиеся, имеющие склонность к художественному творчеству, изготавливают панно и картины из растительного материала. Уже несколько лет подряд, детьми, увлекающимися флористикой, руководит Л.В. Привалова. Они собирают растительный материал на пришкольном участке, сушат и сортируют его, и уж потом создают настоящие произведения искусства.
В рамках изучения экологии человека учащиеся принимают участие в конкурсах плакатов за здоровый образ жизни- «Нет наркотикам», «Анти- СПИД». Организуются встречи с врачами на тему «Здоровый образ жизни». На классных часах звучали темы о вреде курения, алкоголя на организм человека, о пивном алкоголизме, наркомании.
Таковы основные аспекты экологического и трудового воспитания учащихся нашей школы.
Работая в данном направлении, мы придерживаемся следующего:
• вылечи каждое раненое дерево, животное, птицу;
• будь настоящим другом природы;
• ухаживай за природой. Приумножай ее богатства;
• не уничтожай мимоходом все живое вокруг;
• посади, и вырасти дерево, цветок, растение;
• не засоряй реки, озера, колодцы и родники, помни – придется воды напиться;
• сердцем и душой прикоснись к таинствам природы.
Результаты участия в городских конкурсах на экологическую тему (2005/2006 учебный год):
• Конкурс «Зеленая планета»- 1 место
• Конкурс по благоустройству Красной горки- 3 место
|